В соответствии с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р), реализации поручений Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России ключевой задачей транспортного комплекса является переход к интенсивному, социально-ориентированному типу развития, что требует соответствующих мер по инновационному развитию дорожного хозяйства. Разработка прогрессивных технологий, материалов, техники для нужд дорожного хозяйства в настоящее время необходима и актуальна как никогда раньше. Выполнение указанных мероприятий происходит при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. Развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве заключается в ежегодной разработке методических документов по прогрессивным технологиям, материалам, технике и дальнейшем развитии информационных систем, обеспечивающих распространение новых технологий в дорожном хозяйстве. А также проявляется в определенном повышении количества и номенклатуры прогрессивных технологий и материалов, освоенных органами управления дорожного хозяйства и реальном экономическом эффекте от внедрения прогрессивных технологий, техники и материалов.
Целью инновационной деятельности является не только применение современных, экономически-эффективных и долговечных материалов, техники, технологии, но и наиболее полное использование их потенциальных возможностей для повышения технологического уровня проектирования, строительства и эксплуатации, автомобильных дорог и инженерных сооружений. А также обеспечения конкурентоспособности отечественной инновационной продукции, замещение импортной инновационной продукции на внутреннем рынке, развитие собственных производств и, в результате, снижение затрат на дорожные работы, повышение сроков службы дорог и инженерных сооружений.
Для достижения указанных целей особую важность имеет применение инновационной деятельности в следующих технологиях:
— технологии увеличения пропускной способности и оптимизации уровня загрузки автомобильных дорог;
— технологии увеличения сроков службы дорожных одежд и покрытий автомобильных дорог;
— технологии увеличения сроков службы искусственных сооружений на автомобильных дорогах;
— технологии обеспечения безопасности дорожного движения;
— технологии обеспечения заданного уровня эксплуатационного содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Анализ примененных на сети региональных дорог общего пользования Липецкой области технологий, конструкций, техники, материалов, технических инновационных решений при проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог за I полугодие 2018 года показал, что наибольшее распространение получили следующие направления.
Проведение операционного, приемочного контроля качества работ по ремонту, реконструкции, содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения с проведением испытаний материалов на соответствие стандартам, оценка качества дорожно-строительных материалов осуществляется с помощью передвижных дорожных лабораторий, а также приборов неразрушающего контроля, таких как плотномер асфальтобетона PQI 380 и т.д.
Для снижения стоимости дорожных работ, при сохранении качественных показателей в тестовом режиме внедрена технология горячей регенерации асфальта, которая позволяет вторично использовать при ямочном ремонте автомобильных дорог гранулят, получаемый в результате фрезерования или дробления изношенных и потерявших свои физико-механические свойства асфальтобетонных покрытий, применение которой обеспечивает сокращение сроков выполнения работ, экономию материалов за счет их повторного использования.
Для повышения качества работ получили широкое применение добавки, улучшающие качественные характеристики вязкого битума. Так же применение добавок комплексного действия, позволяющих снизить температуру приготовления асфальтобетонных смесей, замедлить скорость старения битума и увеличить продолжительность сезона дорожно-строительных работ. Применяются асфальтобетонные смеси, изготовленные с использованием полимерно-битумных вяжущих, позволяющих повысить срок службы дорожного покрытия, следовательно, увеличить межремонтные сроки.
Ведутся работы по внедрению метода холодной регенерации асфальтобетонных смесей. Данная методика включает в себя стабилизацию верхнего слоя покрытия автомобильных дорог на различную глубину, определенную расчетом дорожной одежды с применением эмульсий и последующей активацией стабилизирующего слоя цементом.
Совместно с управлением дорог и транспорта Липецкой области разработан проект ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет» в части автодорожного комплекса (одной из контрольных точек которого является создание на базе ЛГТУ «Регионального экспертно-аналитического и научно-образовательного центра развития автотранспортного и автодорожного комплексов Липецкой области») в рамках участия ВУЗа в конкурсном отборе Министерства образования и науки Российской Федерации на создание опорного ВУЗа на базе ФГБОУ ВПО «ЛГТУ». Дальнейшее развитие проекта позволит обеспечить устойчивое пополнение высококвалифицированными кадрами в дорожной отрасли, повысить компетенцию сотрудников, создать кадровый резерв Липецкой области.
Автоматизация технологических процессов дорожной деятельности
Для управления дорожной деятельностью на автомобильных дорогах регионального значения Липецкой области, введена в эксплуатацию автоматизированная система метеорологического обеспечения, автоматизированная система управления наружным освещением, ГЛОНАСС мониторинг дорожной техники.
Автоматизированная система метеорологического обеспечения, позволяет удаленным пользователям получать достоверную информацию о текущих метеоусловиях и состоянии покрытия проезжей части в местах установки комплексных постов.
Получениетаких данных имеет ряд преимуществ:
— возможность оперативного принятия решения о необходимости проведения работ в сложных погодных условиях;
— возможность достоверной оценки уровня содержания автодороги на основании данных о состоянии покрытия проезжей части в разные периоды времени;
— возможность визуальной оценки состояния автодороги на основе подробного архива фото данных поступающих с каждого комплексного поста.

 

 

Метеоданные с комплексного поста дорожного контроля

 

 

Фото с комплексного поста дорожного контроля

Данные метеорологического прогноза с комплексного поста дорожного контроля метеоусловий

Автоматизированная система управления наружным освещением, позволяет управлять линиями наружного освещения на автомобильных дорогах Липецкой области.
Автоматизированная система позволяет осуществлять удаленный диспетчерский контроль линий наружного освещения, управление ими в ручном и автоматическом режиме, и получать в режиме реального времени информацию о текущих параметрах.

Панель управления линиями наружного освещения

Панель просмотра электрических параметров линии наружного освещения

 

 

 

Панель формирования автоматических отчетов о потреблении электроэнергии

ГЛОНАСС мониторинг дорожной техники, осуществляется с применением современных навигационно-телематических систем, которые позволяют определять местоположение, скорость движения, расход топлива, а также отслеживать работу всех механизмов дорожной техники в режиме реального времени.
ГЛОНАСС мониторинг является эффективным инструментом управления и контроля за дорожной техникой, используемой в строительстве, реконструкции, а также содержании автомобильных дорог Липецкой области в нормативном состоянии.

Панель оперативного контроля и управления дорожной техникой

Областное казенное учреждение «Дорожное агентство Липецкой области» планирует дальнейшее развитие и внедрение современных автоматизированных систем для контроля и управления дорожной деятельностью на автомобильных дорогах регионального значения Липецкой области.